Re: Что такое манга
Манга – это японские комиксы, а аниме – японская анимация. Многие говорят, что японцы украли идею комиксов у Запада, но японцы рисовали чернилами животных и смешные карикатуры, очень напоминающие современную мангу тысячу лет назад. Они были предназначены для развлечения, увеселения и обучения.
Аудитория манги: Все возрасты, от маленьких детей и сексуально-озабоченные молодых парней до немолодых дам бальзаковского возраста, увлекаются мангой, чтобы уйти на какое-то время от повседневной жизни в мир фантазий и грез.
Авторы: В отличие от американских комиксов, каждая манга создается не более чем двумя авторами сразу. Манга появляется в магазинах раз в одну или две недели, и уже написанная другим автором: чтобы покупатели приобретали следующий выпуск, сюжет должен развиваться достаточно быстро и непредсказуемо.
Персонажи: Они растут и развиваются. Манга и аниме показывают студентов в классе и простых служащих в офисе, которые живут повседневной жизнью. Герои из будущего или недавнего прошлого несовершенны, с глупыми привычками и ярко выраженными недостатками. Если американские Супер-герои всегда посвящают себя борьбе со злом, то японские персонажи (например, в популярных манга-сериалах Doraemon и Ranma) простые люди, которые ходят в школу, делают каждый день рутинную работу и ругаются с родителями . Психические способности или экзотические друзья делают их особенными. Согласно стереотипам, они имеют густые струящиеся волосы и большие глаза, несмотря на то, что Матсумото как-то нарисовал просто ужасных на вид главных героев с неровными сплющенными глазами, а персонажи Миязаки дряблые. Мужчины и женщины в манге – это не всегда большие глаза, голубые волосы и другие стереотипизированные черты. У них есть надежды и мечты. Их действия всегда имеют последствия. Если главный герой совершает ошибку, то он страдает и получает урок, чтоб впредь больше так не делать! Персонаж растет, развивается, получает новые умения и усовершенствует старые, мужает и приобретает мудрость (исключая комиксы типа Doraemon). Отрицательные персонажи меняются и получают искупление. Несчастные герои находят себя во внутреннем кризисе. Они могут найти счастье, а могут и нет. Они живые.
Тематика: Не такая, как в Америке. Детская манга и аниме не допускают явлений реальности вроде смерти. Абсолютного зла не существует; даже отрицательные персонажи имеют мечты, надежды, мотивы к действию. Несмотря на то, что американские комиксы избегают или упрощают соприкосновение с наукой и технологией, многие японские аниме и манга наоборот, к ней стремятся. Они соединяют технологию, жестокую реальность с манящим миром фантазий и вымыслов. В них также есть некий духовный оптимизм, а не просто прямолинейное добро-или-зло. Жизнь имеет смысл, хотя за него иногда необходимо побороться. Кропотливый труд приносит свои плоды в конце. Трудности возникают, но могут быть преодолены. Сила черпается из помощи окружающим, даже иногда из самопожертвования. Из таких вот простых, но всеобъемлющих тем, вплетенных в добротный сюжет и возникает магия манги и аниме. Как и все хорошее, они когда-то заканчиваются. Герои и героини умирают, женятся и исчезают. Есть три типичных концовки: герой побеждает (заполучает трон, расположение другого пола), герой умирает (обычно после победы), герой вроде как побеждает, а на самом деле оказывает в большом проигрыше.
Re: Что такое манга
История манги.
Часть 1: От начал до ранней послевоенной манги.
В 1815 году слово «манга» было изобретено известным художником Хокусаем. Он использовал два китайских иероглифа – «ман» («неряшливый») и «га» («картинка») чтобы описать свои забавные рисунки. За тысячу лет до Хокусая в Японии уже были мангаподобные рисунки. Если манга – «искусство, имеющее предшественников», как полагает Уилл Эйснер, первыми его образцами могут считаться японские средневековые свитки, на которых картики перемежались с текстом. Ранние свитки были только для элиты, но более поздние уже пошли в массы. В конце 18 века пульсирующая потребительская культура в среднем классе городского населения произвела на свет мангаподобное развлечение для широкого населения. Отпечатанные на деревянных дощечках истории с повествованием, диалогами и картинками вскоре стерли грань между текстом и картинками. Как и манга, они могли изображать юмор, драму, фантазию, даже порнографию. В связи с тем, что в конце 19 века в Японию агрессивно вторгались западные культура и технология, эта «манга» была вымещена неким гибридом японских и западных сатирических публикаций. В первой половине 20 века, японские и американские комиксы были примерно схожи по стилю и популярности, пока японские не рацвели буйным цветом, а американские не завяли.
Один художник несет ответственность за всю современную индустрию манги - Тезука Осаму, «Бог манги». «Mighty Atom» («Могучий Атом») - его самое знаменитое творение, известное на весь мир; в 1960 году в США прошел показ анимационной версии под названием «Astro-boy» («Звездный мальчик»). В автобиографии Тезука рассказывает, чем его манга отличается от работ предшественников.
«Большинство манги было нарисовано в двухмерной проекции, как пьеса на сцене. Актеры выходят слева и справа и играют по центру. Я понял, что нет способа произвести психологическое впечатление этим способом, и я стал пробовать «киношные» приемы из германских и французких фильмов моих студенческих лет. Я манипулировал с крупными планами и различными углами зрения и старался использовать много картинок или даже несколько страниц чтобы верно поймать динамику движений и выражения лиц, которые прежде ограничивались одной панелью. Мои работы в конце концов стали превышать 1000 страниц. Потенциал манги – это больше чем просто юмор; используя тематику слез, горя злобы и ненависти, я создавал истории, которые не всегда имели счастливую концовку…»
После рисования 4-х панельной манги для газет, Тезука в 1947 году дебютировал с книгой комиксов New Treasure Island («Новый Остров Сокровищ»), историей, опубликованной как akanon («красная книжка»), дешевой книжкой комиксов, прозванной так за кричаще-яркие красные чернила на обложке. Akahon был маленькой нишей скромных развлечений для детей, труднодоступной в условиях ужасающей бедности послевоенной Японии. New Treasure Island резко перевернул всю мангу, когда был продал тиражом 400.000 экземпляров. Тезука перебрался в убогий многоквартирный дом в Токио, чтобы быть поближе к издателям и быстро подготовил нескольких многообещающих начинающих манга-художников, некоторые из которых даже переехали в этот же самый дом. Инновации Тезуки преобразовали весь рынок манги: дети не переставали читать его мангу даже когда шли в среднюю школу. Или даже в высшуюю. И даже в колледж.
Часть 2: Мальчишечья манга.
Удивительно четкая линия разделяет поколение до манги и манга-поколение. Кто родился до 1950 года, переставали читать мангу, едва только шли в школу, а те, кто после, нет. Почему именно 1950? Именно тогда Тезука превратил мангу из простого детского развлечения в усложненное явление, с которым было трудно расстаться, взрослея.
В 1954, когда началось телевещание, существовало только 866 телевизоров во всей Японии. Уже к 1959 их стало 2 миллиона. Телевидение способствовало резкому экономическому всплеску в Японии. Начали развиваться другие СМИ. В 1956 начался бум еженедельных журналов. В 1959 были запущены первые детские еженедельники. Сначала они включали в себя не более 40% манги в среднем на номер, остальное место уделяя под образовательные материалы для детей и их родителей. Тираж был мал, около 200.000 экз. Вскоре, однако, издатели заметили, что спрос растет пропорционально количеству публикуемой манги. Образовательный элемент, к ужасу родителей и преподавателей, исчез.
В Японии нападок правительства на комиксовую индустрию, в отличие от США, не было, так что продажи продолжали расти. Приключенческие и фантастические истории в стиле Тезуки преобладали в shounen (мальчишечьих) журналах, но их читатели неуклонно взрослели. Тинейджеры и студенты обратили свои взоры на другие, арендные магазины, где лежала сложная, серьезная манга (gekiga - «театральные картины»), начавшая свое развитие с конца 50х годов. Часто мрачная, печальня и даже жестокая, так называемая арендная манга была сосредоточена на изображении реалистичной жизни. Преобладал черный юмор; здесь не было дешевых слюней, как в «манге историй», у которой самую младшую аудиторию составляли ученики начальной школы. Многие известные художники работали над gekiga-мангой , включая Санпея Ширато и Такао Саито, известных по The Legend of Kamui и Golgo 13.
В конце 60-х популярность серьезной манги упала; seinen ('молодежная') манга ударила по рынку. Некоторые художники перешли на shounen ('мальчишечью') мангу, но многие работали над seinen-журналами, которые вскоре поглотили shounen-мангу. Shounen-журналы ответили на угрозу объединением со сдавшей позиции gekiga-мангой. Seinen-журналы вернулись к «манге историй» чтобы привлесь покупателей. В битве за старых лидеров, лидирующая shounen-манга стала терять самых младших мальчиков, своих традиционных читателей. Тираж упал. Shueisha's Jump, неудачник, основанный в 1968, оставался верный детям дошкольного возраста и набрал популярность в 1970-е. Их самый главный недостаток – невозможность привлечь профессиональных художников вскоре стала главным преимуществом. В то время как старые издания бились за право обладания старыми художниками, Jump учил новичком удовлетворять потребности молодого читателя. Jump продолжал печатать популярные долоиграющие сериалы, такие как Dragonball художника Акиры Ториямы и более новый Slam Dunk Такехико Иноэ. В 1980 тираж Jump вырос до 3 миллионов, в 1985 - 4 миллиона; в 1988 - 5 миллионов; в 1994 - 6.2 миллиона, вот так помаленьку он стал самым продаваемым в Японии журналом манги. Остальные журналы в 1994 держали тираж в 3.74 - 1.27 миллионов.
Часть 3: Девчоночья манга.
Как shounen-манга, shoujo ('девчоночья') манга расцвела в десятилетие после 1945. Журналы для девочек начальных классов имели простые и сатиричные формы, как в газетах США до 1954, когда Тезука только начинал, более сложные истории с приключениями, драмой, фэнтэзи, трагедией, юмором и романом в Ribon no kishi ('Рыцарь Ленточки'). В 1950 и начале 60-х, shounen и shoujo –мангу рисовали мужчина. В ней преобладали отношения мама-дочка. Истории мальчик-встретил-девочку были редки, из-за возраста читательниц. Shoujo-манга перешла на еженедельную форму выхода в 1963.
Издатели нуждались в художниках, они искали женщин. В период 1967-69 тоненькая струйка новых художников-женщин выросла в бурный поток, сконцентрировавшись в основном в пресловутых «cорокадевятницах», родившихся 1949: Мотто Хаджио ("They Were Eleven" и "A, A"), Юмико Ошима, Кейко Такемия ("Toward the Terra"), Рийо Икеда ("Rose of Versailles"), и Риоко Ямагиши.Они отбросили ограничения традиционной Rose of Versailles shoujo-манги, экспериментировали с новыми темами, историями и приемами, стремясь привлечь более взрослую аудиторию. Они работали с отношениями полов, сексуальностью, научной фантастикой, наиболее важными принципами человеческого бытия. Интересно, что еженедельные shouojo не прижились: художники чувствовали, что еженедельники заставляют их работать очень поверхностно. Еженедельники стали вскоре ежедвухнедельниками, а потом и ежемесячниками.
Так же как и мужчины, женщины, родившиеся после 1950 читали мангу как взрослые. С конца 70-х, shoujo-манга стала не однородной. Фантастика, фэнтэзи и гомосексуальные романы отличались от основного потока, более сложных гетеросексуальных романтических комедий, которые теперь меньше сдерживали себя в табу. В ранних 1980х они были в основном нацелены на домохозяек, а вот молодые женщины не покупали т.н. «новые комиксы для леди». Они читали shoujo-мангу еще с высшей школы. Наконец в конце 90х манга для взрослых женщин разделилась: "художественные" -публикации такие как прогрессивный "Feel Young", консервативный лидер продаж YOU, новичок "Chorus", и чисто порнографический "Comic Amour".
Даже сегодня Американцы читают комиксы в поездах, а в Японии комиксы читают везде и все.
Battousai 19.11.2006 05:18
--------------------------------------------------------------------------------
Re: Что такое манга
Историческое развитие манги.
Часть 1. Развитие манги.
Общие сведения о индустрии манги в Японии.
На данный момент времени Япония превратилась в мирового лидера в производстве комиксов. Манга (так называются комиксы, произведенные в стране восходящего солнца) стремительно завоевывает аудиторию посредством телевидения, газет, Интернета. Наиболее популярные манга-работы , как легально так и нелегально, переведены на множество языков.
Манга-индустрия в Японии представлена настолько огромными масштабами, что с легкостью затмевает два других гиганта индустрии комиксов - США и Францию (вместе взятые).
В Японии постоянно выпускается огромное количество журналов, предназначенных специально для публикации манги. Весьма затруднительно подсчитать их точное количество, так как даже для маленьких издательств обычной практикой является выпуск нескольких серий журналов под своими уникальными названиями. Ядро печатной манга-индустрии составляют около 13 еженедельных, 10 ежедвухнедельных и приблизительно 20 ежемесячных манга-журналов, которые выпускаются наиболее крупными издателями. В любой выбранный момент времени имеются в наличии как минимум 10 журналов, которые выпускаются миллионными тиражами. Для сравнения - в Японии имеется всего лишь один журнал, который насчитывает более миллиона подписчиков и в котором не печатается манга. Годовой объем продаж манги за 1990 год составил около 600 миллиардов йен, в том числе манга-журналов на сумму 350 миллиардов йен и брошюр на сумму около 250 миллиардов йен. Приведенные величины не учитывают объем продаж обычных журналов и газет, в которых печатается манга. Общий объем продаж публикуемого материала в Японии (журналы и книги, исключая газеты) превышает 2500 миллиардов йен, из которых доля манги составляет одну четверть. Так как население Японии составляет приблизительно 120 миллионов человек, можно подсчитать, что средний японец тратит около 2000 йен в год на приобретение манги в той или иной форме.
В настоящее время в Японии существуют 3 крупных издательских дома: Kodansha, Shogakkan и Shueisha; около 10 компаний поменьше, включая Akita Shoten, Futabasha, Shonen Gahosha, Hakusensha, Nihon Bungeisha и Kobunsha, а также бесчисленное множество мелких издательских фирм. Три вышеупомянутые гиганта манга-индустрии выпускают также журналы и книги, не относящиеся к манге.
В Японии работают около 3000 профессиональных манга-художников (мангак), каждый из которых опубликовал как минимум один том манги, однако большинство зарабатывает себе на жизнь как ассистенты знаменитых мангак или имеют другой основной источник дохода. Из них только около 300 мангак (или 10% от общего числа) способны неплохо содержать себя на доход только от манги. Ко всему прочему, имеется огромное количество непрофессиональных мангак-любителей, которые создают маленькие журнальчики, предназначенные для узкого круга знакомых - dojinshi.
Характерные черты японской манги.
Японская манга в корне отличается от своих западных аналогов по следующим параметрам:
Преобладание серийных выпусков в периодической литературе.
В Японии очень редко манга издается сразу в книжном виде, вместо этого она сперва выпускается в виде серии выпусков (или в рамках журнального выпуска) объемом 20-30 страниц каждый и только потом (в зависимости от успеха) собирается и издается в виде книги. Именно тот факт, что манга сперва печатается в журналах, и является одной из причин "чернобелости" манги. Популярные работы, зачастую, выпускаются в виде отдельных выпусков в течение нескольких лет (Ranma 1/2, Dragon Balls и т.д.), а когда приходит время выпуска в книжном виде - могут занимать десятки томов.
Деление целевой аудитории по половому и возрастному признакам.
Японскую мангу, в зависимости от возраста целевой аудитории, можно разделить на следующие категории:
Первая категория: детские журналы (yonenshi), журналы для подростков (shonenshi) и молодежные магазины (yanguishi, также известные как seinenshi), -охватывает возрастную категорию начиная с 6-7 лет и заканчивая 27-29 годами.
Вторая категория: журналы для взрослых (также известные как seinenshi, где seinen отностится ко взрослому населению или otonanshi), - предназначены для более взрослой части аудитории, не ограниченной сверху по возрасту.
Манга для женщин, делится по возрастному признаку читающей аудитории на мангу для девочек/девушек (shojoshi) и мангу для взрослых женщин (также известную как "reidzu" - японское произношение английского слова "ladies"(женский)). Манга, ориентированная на женщин, выделяется из всех других видов манги глубоко разработанными персонажами и весьма оригинальным (отличительным) строением кадров и речи персонажей.
Сложность повествовательного процесса. (Детально проработанные сюжеты)
Так называемая sutorii-man, или повествовательная манга в Японии более развита нежели одно- или четырехкадровые комиксы, достигая по сложности уровня фильмов. В то время как основным составным элементом фильма является сочленение, в манге эта функция выполняется при помощи кадров или koma. Структура расположения koma очень сложна, создавая практически неограниченные возможности для визуализации сюжета. В то время как западные повествовательные комиксы, в большинстве своем, создаются как визуализация какой-либо темы (идеи, ситуации), в японской sutourii-man самым главным элементом является разработка персонажей. В японской манге идеи и темы доносятся до читателей при помощи слов и дел персонажей, так что читатель, психологически идентифицируя себя с героем, становится способен "испытать на своей шкуре" идею, заложенную автором в мангу. И именно успеху этого метода обязана столь необычная популярность жанра манги.
Термины.
Комиксы в Японии называются "manga". В то же время из-за определенного комплекса неполноценности перед Западом, среди издателей наметилась устойчивая тенденция использовать термин "komikku" - японское произношение английского слова "comic" (комикс). Но эта нездоровая тенденция не получила поддержки среди японских читателей, которым больше понравился родной японский термин, манга. Несмотря на то, что элементы слова относятся к японской фонетической азбуке - катакане, на самом деле слово "манга" состоит из двух китайских иероглифов, означающих "веселый" и "картинки" и изначально описывает сатирические или юмористические изображения. Но значительное развитие современной манги, начавшееся в конце 1960-х годов, привело к расширению тематики манги за пределы сатиры и комедии. Именно для того, чтобы охватить всю необъятную широту тематики и избежать узкого толкования Sino-Japanese идеограмм, этот термин начал писаться при помощи фонетического алфавита. На Западе для выделения манги, как уникального и весьма важного жанра, также часто применяется японский термин "манга", записанный романскими буквами - "manga".
Тенденции в японской манге.
Рисование сатирических и юмористических картинок впервые упоминается в Японии в 12 веке. Наиболее яркой личностью в прошлом был художник Hokusai, живший в начале 19 века. С установлением современного государственного строя в 1868 году, в Японии появились и начали активно развиваться такие современные средства массовой информации как газеты и журналы, которые, кроме всего прочего, содержали мангу. Но наиболее значительный толчок в развитии художественных форм и приемов манга получила после Второй Мировой Войны, так что та манга, которую мы читаем на сегодняшний день, на самом деле является послевоенной. И имеет историю как минимум с полсотни лет.
Истоки современной манги исходят от гениального человека по имени Osamu Tezuka. В 1947 году Tezuka под влиянием книги "Остров Сокровищ" Р.Л. Стивенсона создал и опубликовал в книжной форме мангу "Новый Остров Сокровищ". Несмотря на ужасное экономическое положение в послевоенной Японии и практически полную разруху в издательской индустрии, эта работа сразу же стала бестселлером, число проданных копий которого перевалило за 400000. Между прочим, Tezuka в то время был всего лишь девятнадцатилетним студентом медицинского института. "Новый Остров Сокровищ" содержал множество нововведений, которые послужили источником для новых принципов построения манги и очень сильно повлияли на работы нового поколения мангак. Tezuka продолжал создавать мангу до самой смерти (1989), его перу принадлежит очень популярная в Японии работа "Астробой".
В течении первых десяти лет после окончания войны у Tezuka появилось множество последователей, в лице огромного количества мангак нового поколения, что привело к настоящему взрыву интереса к манге. Тем не менее манга все еще воспринималась как жанр для детей. Но представители послевоенного поколения, выросшие на чтении манги (также называемое "манга-поколение"), не смогли отказаться от этой привычки и во взрослой жизни. Именно тогда возник практически непреодолимый барьер в отношении к манге между довоенным и послевоенным поколениями. Во второй половине 1960-х годов представители манга-поколения стали поступать в университеты и в современной манге произошло очень важное событие: появилась манга, предназначенная удовлетворять потребности и вкусы студенческой аудитории. Нет нужды говорить, что нарождающееся студенческое движение с радостью восприняло новое средство массовой информации и именно тогда японская манга стала такой, какой мы знаем ее сейчас.
На сегодняшний день манга представляет собой практически всемогущее и всеобъемлющее средство визуализации, включая огромный диапазон жанров и форм, начиная от юмористических книжек, мелодрам, фантастики и заканчивая серьезными литературными работами, описаниями путешествий и обучающими и образовательными руководствами. Таким образом практически любой человек может найти для себя мангу, которая ему понравится.